Работа логопеда после удаления аденоидов

Работа логопеда после удаления аденоидов thumbnail

Функциональная открытая ринолалия

(Ринофония)

Подготовила: учитель-логопед

Гольмакова О.Н.

С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Кроме того, мягкое небо опущено уже «по привычке» (ведь раньше аденоиды закрывали проход в носовую полость, и мягкому нёбу не было необходимости выполнять эту функцию). И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

4. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

5. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

6. Надувать щеки с зажатым носом.

7. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Резко, отрывисто.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. 

12. “Ворона”

Произносите “Ка — аа — аа — ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.

13. “Колечко”

Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

Дифференциация ротового и носового выдохов.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом.

  • закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.

  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

  • дуть на шарики, бахрому, ленточки.

  • игра «Мячик». У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

  • игра «Мячик сдулся!». После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

Эти упражнения необходимо проводить регулярно,

в течение 1,5 — 2 месяцев.

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детское здоровье

Открыть тему в окнах

  • 2 недели назад удалили аденоиды. Речь стала очень невнятной. звонкие звуки не может произнести. во рту каша. лор говорит пройдет но улучшений нет. У кого такое bыло и действительно прошло?

  • насчет каши впервые слышу. Голос более писклявый может стать — это читала, а вот именно каша… а с чем связано, что лор говорит? отек?

  • У нас было похожее. Артикуляционная гимнастика помогла хорошо, через пару недель все прошло.

  • да лор говорит отек и пройдет. читаю в инете-ринолалия надо заиматься с логопедом или сами

  • а какие упражнения делали и когда после операции начали? к специалистам ходили?

  • Начали делать где-то на четвертый день. К спецам никуда не ходили, я нашего лора (у которого оперировались) на осмотре на третий день после операции спросила об этом. Вот он и посоветовал гимнастику делать, всего несколько упражнений. Какие конкретно, очень извиняюсь, не вспомню (три года почти прошло)….
    Еще говорил, что отлично помогает стихи четко проговаривать, нам это даже лучше гимнастики было (книжки любим). Правильно вам сказали, отек спадает и голосовой аппарат приходит в норму.

  • поправляйтесь! ниже написали, что нормальная реакция, пройдет)

  • У моих детей такого не было.
    А какой был наркоз? И были ли проблемы с речью до этого? С логопедом занимались? Если у ребенка была дизартрия, то после наркоза она может временно вернуться.

  • наркоз оbщий. до этого по логопедии не bыло проbлем но bыла слаbая челюсть-текли немного слюни периодами. но это вроде что-то с мягким нёbом связано.

  • Просто подождите, это само собой уйдет со временем. Наркоз воздействует на нервную систему, надо подождать пока она прийдет в норму.

  • У нас так было. Удалили в начале августа, только сейчас прошло. Консультировались у лечащего лора, она сказала, искать упражнения для гимнастики. Упражнения нашли, но не делали. Правда у нас было незначительное изменение голоса и гнусавость.

  • начиталась инета- похоже на паралич мягкого нёbа

  • Можно спрошу не по теме немножко… Скжите, какие у вас показания были к аденотомии? И какие-то ограничения по укладу жизни после операции есть?

  • Поменьше читайте инет, если вас это сильно тревожит то покажите ребенка логопеду и неврологу, пусть оценят тонус мышц.

  • У ребенка подруги после операции пустяковой вообще пропали умение ползать, сидеть, и лепет исчез. К неврологу сходите.

  • закрыты носовые ходы на 3/4и проходы в уши снижение слуха-пузырьки воздуха в ушах. отитов не bыло. ограничения- исключить физнагрузки на месяц. еда не острая-горячая-ледяная

  • записаны на неделю но все как один говорят типа «послеоперационный период». а реbенку то не легче от этого надо что-то делать а не ждать

  • каких именно мыщц? у него есть тонус рук и предплечий-моторная неловкость

  • Мышц, которые задействованы в речевом аппарате. Если где то есть гипертонус, то он может сковать и мышцы лица, возможно наркоз этому поспособствовал. Но не нервничайте, все может наладиться само собой. Подождите пока закончится постоперационный период т.е. пока пройдет месяц после операции.

  • можно. но в местах где не ловится инфекция чтоbы на рану не присоединялась.

  • Подскажите контакты фонопеда (разновидность логопеда?). Речь через 3 недели стала немнооооого лучше . но очень глухая. как в труbу говорит реbенок

  • Вы для начала слух проверьте у ребенка. Нужны сурдолог, логопед и невролог. Нужен диагноз.

  • bыли у невролога сегодня-по этому направлению претензий нет. попить актовегин. к логопеду идем на следующей неделе. к сурдологу нам еще в bольнице сказали не ранее чем через месяц после операции. тоесть тоже надо через неделю-две. фониатра-фонопеда советует лор

  • Я с такой узкой специализацией вообще никогда не сталкивалась. Это вам как раз сурдолог сможет подсказать где искать, это их направление.
    И актовегин как то не вяжется с отсутствием проблем. Что написано в карте?
    Ребенок чем то болел перед операцией за несколько месяцев? Ветрянки случайно не было?
    И еще, насколько сильно были перекрыты слуховые трубы аденоидами?
    У моей дочки была тугоухость два раза, первый раз из-за аденоидов, а второй раз после ветрянки. Очень повезло что вовремя хватились, смогли восстановить слух.

  • Нет, не прошло. Гнусавость и некоторые звуки не пришли в норму через 11 леи после операции.
    Да! И все пожимали плечами пока очень главный лор, самый главный, не сказал как это называется. открытая гнусавость. Типа это не лорам, а к логопедам.

  • этого я и bоюсь-невозврата к тому что bыло. Вы занимались? к логопедам ходили?

  • Мы понятия не имели, что это лого- проблема, хотя ходили в логосад и до 3 класса занимались с логопедом по другому поводу. Мы все по лорам ходили. Недавно нам сообщили, как это называется и сказали, что это к логопеду.
    Я боюсь, что для почти 13-летнего с такой проблемой в московской области я никого не найду для занятий.
    У нас пооблема в гнусавости, сейчас голос переломался и стало меньше заметно, но еще в том, что говорит трЭнЭр, подстрЫчься, говорЫт. И еще проблема- из- за этой своей гнусавости тяжело читать вслух. Говорит, что свой же голос мешает.
    Не знаю, что теперь и делать…. Пока просто поправляю, чтобы проговорил слово правильно.

  • а ваши логопеды разве не оbратили на вас внимание ? не занимались с ним? или это так после логопедов не улучшилось?

  • нет, никто из логопедов не обратил внимания ни разу!

  • У нас было, начиталась про осложнения, стало лучше, но не так как было. Я слышу, другие нет. Делали в морозовской

  • Ну «Р» мягкую, ребенку логопеды разве не должны были поставить?

  • У сына голос сразу после операции был писклявый, примерно к 3 неделе в норму пришел.

  • Добрый день. Отрыла Вашу тему. Мы 07.02.2017 удалили аденойды и подрезали гланды ребенку 4 года. Первый день каша во рту, сейчас пллучше, но как то иначе, чем до операции. Как у вас сейчас с голосом, восстановился? И ребенок какой то заторможенный стал, раньше носился, а сейчас задумчивый и спокойный слишком. Думаю на наркоз и стресс. Очень переживаю.

Источник

Стр. 22

Функциональная открытая ринофония возникает от ряда при­чин. Иногда она появляется у ослабленных, астеничных детей с вялой артикуляцией, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки. Функциональная открытая ринофония мо­жет быть следствием истерических реакций, появляющихся я результате психической травмы, испуга, страха. Возникающие при этом истерические парезы мышц, а соответственно и рино­фония, носят преходящий характер. Привычная функциональная открытая ринофония наблюдается после прошедшего постдифте-ринного паралича нёба, удаления аденоидов, хоанальных поли­пов, опухолей носоглотки, перитонзиллярного абсцесса и т. д. Такое нарушение возникает в результате забывания представле­ния о движении, утраты кинестетической опоры движения (в дан­ном случае мягкого нёба) или вследствие создания новых физи­ологических условий для образования звуков речи. Так, после экстирпации опухолей носоглотки вследствие недостаточной диф­ференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков.

Функциональная нестойкая открытая ринофония наблюдает­ся при снижении слуха. Ее появление связано с неточной арти­куляцией, в том числе неточен и нёбно-глоточный затвор.

Голос при открытой ринофонии нарушается в различной сте­пени, в зависимости от причин, ее вызвавших, а главное — от полноценности функции мягкого нёба, его подвижности и длины. Специфические акустические признаки назализованного звука го­лоса объясняются усилением основного тона и низких тонов.

«Тембр речи, когда из нее исключены низкие частоты, стано­вится режущим с металлическими оттенками. При исключении же высоких частот тембр приобретает глухой, «темный» харак­тер»[17]. Многие исследователи также отмечают понижение спектра звука в области 750—800 гц (группа обертонов, придающих голосу звон­кость и силу). Чем сильнее в голосе выражены все формантные области, особенно на высоких частотах, а также уровень высокой певческой форманты, тем больше в голосе звонкости, «полетно-сти»[18], силы звучания в ущерб назализации. Последняя проявля­ется своеобразным звучанием голоса—он глухой, монотонный, маломодулированный, тусклый, подчас зажатый, гортанный, сдав­ленный. Поэтому страдает мелодико-интонационная сторона ре­чи, ее эмоциональная окраска. Ребенок не умеет пользоваться всем богатейшим арсеналом голосовых средств (интонировани­ем, высотными, силовыми модуляциями голоса).

Закрытая ринофония образуется при пониженном носовом резонансе при произнесении звуков речи.

Причины органической закрытой ринофонии — различные бо­лезненные процессы в носоглотке — аденоиды, полипы, фибромы, искривления носовой перегородки, быстрый воспалительный отек слизистой носа во время насморка, атрезия хоан и др.

Функциональная закрытая ринофония встречается у детей довольно часто. Порой она трудна диагностически, так как объективно не наблюдается изменений в носовой полости. Механизм закрытой ринофонии можно объяснить следующим образом: мягкое небо при фонации ненормально сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Гортань при этом опускает, а примыкающие полости удлиняются. Подобные явления наблюдаются после удаления опухолей носоглотки, когда органическая закрытая ринофония переходит в функциональную привычную ринофонию.

 Звучание носовых согласных м, н. при закрытой ринофонии может быть неизмененным, но меняется тембр голоса за счет неточного звучания гласных звуков — они приобретают деназализованный, приглушенный, «мертвый», тусклый, монотонный, не­естественный оттенок за счет заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях.

 Следовательно, как при открытой, так и при закрытой ринофонии наблюдается нарушение тембра голоса—он приобретает оттенок гипер- или гипоназализации, что объясняется изменением анатомо-физиологических условий фонации. Укороченное, малоподвижное мягкое нёбо нарушает взаимосвязь носовой поло­жи с ротоглоточным резонатором; уменьшается объем, изменяется модуляции последнего, что искажает тембр голоса, звучание гласных и согласных звуков. Гортань при этом занимает высокое положение, голосовые складки излишне напряжены, что придает голосу гортанный, сдавленный оттенок. Вялость дыхательных мышц, особенно диафрагмы, дискоординация в деятельности фонационного дыхания, гортани ротоглоточного резонатора приводят к ослаблению эмиссии голоса.

Источник

Аденоиды у детей в носу влекут за собой шлейф самых разных видов патологических процессов в органах ЖКТ, сердечнососудистой, дыхательной системы, деформируют уродливыми изменениями скелетный каркас ребенка. Не говоря о том, что на фоне затрудненного носового дыхания у детей развивается кислородное голодание мозгового серого вещества, чем обуславливаются нервно-психические расстройства, затормаживание в умственном развитии ребенка.

Помимо этого, дети, у которых диагностировали симптомы пораженных аденоидами носоглоточных миндалин, приобретают специфический, бросающийся сразу в глаза (при обращении) дефект, – гнусавый, невыразительный голос (ринолалия). Речь утакого ребенка невнятная, при попытках разговора он брызгает слюной (гиперсаливация), не выговаривает не то что звонкую гласную букву «р», картавит, а большую часть алфавита (страдает дизартрией).

Таких детей трудно понять, что они хотят сказать. Помимо членов семьи, которые чаще находятся с таким ребенком и привыкли его понимать, для остального социального сообщества его нарушение речи становится неопредолимым препятствием для речевой коммуникации.

По какой причине у детей происходит подобная приобретенная патология – нарушение важнейшего коммуникативного способа общения с окружающим миром, – речи?

Два супер негативных фактора в нарушении речи при аденоидитах – гиперсаливация и дизартрия

Основная причина известна – аденоидная вегетация, проявляющаяся аденоидами у детей в носу, глотке. Именно она, распространяя через кровеносное русло массу опасных бактерий, микробов из гипертрофированных миндалин интенсивно патогенезирует внутренний слой эпидермиса носоглотки. Под воздействием активной аденоидной интоксикации слизистый эпидермис этого висцерального сектора:

  • Гиперемизируется;
  • Поражается проявлениями асцита, гипергидролизации в тканях носоглотки;
  • Деструктурирует антропологические и морфологические параметры задней стенки носоглотки, носовых каналов, голосовые связки, слуховой орган (уши).

В совокупности этих факторов, проявляющихся в симптомах инвазии аденоидами у ребенка и, приплюсовывая клинические характеристики (стадии аденоидита, степени тяжести протекания, врожденный ослабленный иммунитет ребенка к аденоидному патогенезу), вырисовывается явная патозвуковая, резонаторная дисфункция, – нарушение способности, воспроизведение фонематической функции (четкость произношения речи).

Логопеды, дефектологи дифференцируют нарушение речи у детей на 2 типа:

  • ФФНР (функциональное фонематическое нарушение речи);
  • ОНР (общее (врожденное) нарушение речи).

Понятно, что по поводу второго пункта разговор в отдельной теме – генетические аномалии внутриутробного, наследственного фактора в аспекте нарушения речевой функции у детей. Тогда, как первый пункт подпадает исключительно, под тему данного обсуждения. Поэтому, два заявленные в названии раздела, клинические определения, – гиперсаливация и дизартрия возвращают читателей к продолжению разговора о злободневной проблеме (ФФНР), – патологическое нарушение речи, приобретенное по вине аденоидов, дисфункция речевых анализаторов у детей (низкий порог артикуляции, неразвитость около губных мышц, тромбирование инфицированной слизью носовых пазух). Что обозначают эти медицинские термины?

  1. Гиперсаливация. Словосочетание происходит от греческой словесной этиологии, состоящей из двух смысловых понятий – «Hyperis» (сверх возможности, преобладающая степень над-чем либо) и прибавление слова «слюна, слюноистечение» по-латыни – «Salivation». С позиции патомикробиологии выражается в чрезвычайной, обильной выработке секреторной жидкости в слюнных железах.

Внимание! Детская висцеральная медицина (сфера ЛОР заболеваний, отоларингологии) относит подобную картину при аденоидитах к патологическим проявлениям, ненормальным, приносящим действенный и стойкий удар по возрастному развитию детей. Зараженные аденоидновирусной инфекцией слюни скапливаются в носоглотке. Из-за оплывшей слизистой, затруднена возможность свободного оттока слюнных выделений. Поэтому они «заливают» резонаторные локации (Гайморовы пазухи, голосовые «пучки» связок).

  1. Дизартрия.Также имеет греческую родословную и обозначает – издавать ясное, членораздельное произношение звукового ряда (слова, фразы речи), – «Dysatrios» и «Arthroō». Клиницисты Лого педиатрии классифицировали виды дизартрии, распределили их по степени тяжести. Несомненно, по единому мнению отоларингологов, дефектологов, педиатров, дизартрия – намного тяжелее формация, патоклинический признак в ОНР, чем саливация. В случаях запущенного аденоидита либо в просроченных стадиях заболевания у ребят прогрессирует совместный патологический комплекс, – скелетно лицевая деформация + глухота+ поражение звуковых нейрорецепторных центров в головном мозгу.

Важно! Практически во всех дизартрических видах, которых насчитывается порядка 9-ти основополагающих, присутствует один объединяющий признак – заражение аденоидотоксинами жизненно важных мозговых участков (головы), областей коры и подкорковой структуры. Поражаются те физиологические площади, где сконцентрированы нейросенсорные сочленения, пучковые связки, которые задействованы в формировании синтеза/анализа поступающих звуковых сигналов извне.

К самым распространенным видам дизартрии относятся:

  • Бульбарная/псевдобульбарная патоформа – (парез лицевых мышц, участвующих в активной артикуляции, мимике);
  • Мозжечковая – (поражение аденоидной микрофлорой мозжечка);
  • Корковая/подкорковая – (инфицирование субарахноидальной мельчайшей капиллярной сети);
  • Экстрапирамидная (гиперкинетическая), при которой деструктурируют нейросенсорные, посылающие сигналы лицевым, глоточным нервным окончаниям;
  • Паркинсоническая (подвид болезни Паркинсона), при данном патогенезе характерна тянущаяся, запинающаяся речь, бессвязная, непроизвольные подергивания головы, подбородка;
  • Холодовая, при ней изменяется речь под воздействием температурных влияний (холодный воздух вызывает сбой в ритме речевого дыхания, в прерывности речевого потока, появляются обрывочные слова, звукосочетания).

Следует отметить и не забыть упомянуть о просодической стороне в патогенном нарушении речи у детей. Просодика – звуковая, речевая эмоциональность, внятность, оттеночная характеристика. У детей, с перечисленными патогенными проявлениями отсутствует просодическая окраска. Голос монотонный, невнятно бубнящий – глухой, «заложенного» тембра звучания. Голосовой ритм – медленный, растянутый, лишенный эмоциональных всплесков/понижений.

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами – душевное переживание, психическая травма

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами

Источник