Влияние на речь аденоидов у детей

Аденоиды у детей в носу влекут за собой шлейф самых разных видов патологических процессов в органах ЖКТ, сердечнососудистой, дыхательной системы, деформируют уродливыми изменениями скелетный каркас ребенка. Не говоря о том, что на фоне затрудненного носового дыхания у детей развивается кислородное голодание мозгового серого вещества, чем обуславливаются нервно-психические расстройства, затормаживание в умственном развитии ребенка.
Помимо этого, дети, у которых диагностировали симптомы пораженных аденоидами носоглоточных миндалин, приобретают специфический, бросающийся сразу в глаза (при обращении) дефект, – гнусавый, невыразительный голос (ринолалия). Речь утакого ребенка невнятная, при попытках разговора он брызгает слюной (гиперсаливация), не выговаривает не то что звонкую гласную букву «р», картавит, а большую часть алфавита (страдает дизартрией).
Таких детей трудно понять, что они хотят сказать. Помимо членов семьи, которые чаще находятся с таким ребенком и привыкли его понимать, для остального социального сообщества его нарушение речи становится неопредолимым препятствием для речевой коммуникации.
По какой причине у детей происходит подобная приобретенная патология – нарушение важнейшего коммуникативного способа общения с окружающим миром, – речи?
Два супер негативных фактора в нарушении речи при аденоидитах – гиперсаливация и дизартрия
Основная причина известна – аденоидная вегетация, проявляющаяся аденоидами у детей в носу, глотке. Именно она, распространяя через кровеносное русло массу опасных бактерий, микробов из гипертрофированных миндалин интенсивно патогенезирует внутренний слой эпидермиса носоглотки. Под воздействием активной аденоидной интоксикации слизистый эпидермис этого висцерального сектора:
- Гиперемизируется;
- Поражается проявлениями асцита, гипергидролизации в тканях носоглотки;
- Деструктурирует антропологические и морфологические параметры задней стенки носоглотки, носовых каналов, голосовые связки, слуховой орган (уши).
В совокупности этих факторов, проявляющихся в симптомах инвазии аденоидами у ребенка и, приплюсовывая клинические характеристики (стадии аденоидита, степени тяжести протекания, врожденный ослабленный иммунитет ребенка к аденоидному патогенезу), вырисовывается явная патозвуковая, резонаторная дисфункция, – нарушение способности, воспроизведение фонематической функции (четкость произношения речи).
Логопеды, дефектологи дифференцируют нарушение речи у детей на 2 типа:
- ФФНР (функциональное фонематическое нарушение речи);
- ОНР (общее (врожденное) нарушение речи).
Понятно, что по поводу второго пункта разговор в отдельной теме – генетические аномалии внутриутробного, наследственного фактора в аспекте нарушения речевой функции у детей. Тогда, как первый пункт подпадает исключительно, под тему данного обсуждения. Поэтому, два заявленные в названии раздела, клинические определения, – гиперсаливация и дизартрия возвращают читателей к продолжению разговора о злободневной проблеме (ФФНР), – патологическое нарушение речи, приобретенное по вине аденоидов, дисфункция речевых анализаторов у детей (низкий порог артикуляции, неразвитость около губных мышц, тромбирование инфицированной слизью носовых пазух). Что обозначают эти медицинские термины?
- Гиперсаливация. Словосочетание происходит от греческой словесной этиологии, состоящей из двух смысловых понятий – «Hyperis» (сверх возможности, преобладающая степень над-чем либо) и прибавление слова «слюна, слюноистечение» по-латыни – «Salivation». С позиции патомикробиологии выражается в чрезвычайной, обильной выработке секреторной жидкости в слюнных железах.
Внимание! Детская висцеральная медицина (сфера ЛОР заболеваний, отоларингологии) относит подобную картину при аденоидитах к патологическим проявлениям, ненормальным, приносящим действенный и стойкий удар по возрастному развитию детей. Зараженные аденоидновирусной инфекцией слюни скапливаются в носоглотке. Из-за оплывшей слизистой, затруднена возможность свободного оттока слюнных выделений. Поэтому они «заливают» резонаторные локации (Гайморовы пазухи, голосовые «пучки» связок).
- Дизартрия.Также имеет греческую родословную и обозначает – издавать ясное, членораздельное произношение звукового ряда (слова, фразы речи), – «Dysatrios» и «Arthroō». Клиницисты Лого педиатрии классифицировали виды дизартрии, распределили их по степени тяжести. Несомненно, по единому мнению отоларингологов, дефектологов, педиатров, дизартрия – намного тяжелее формация, патоклинический признак в ОНР, чем саливация. В случаях запущенного аденоидита либо в просроченных стадиях заболевания у ребят прогрессирует совместный патологический комплекс, – скелетно лицевая деформация + глухота+ поражение звуковых нейрорецепторных центров в головном мозгу.
Важно! Практически во всех дизартрических видах, которых насчитывается порядка 9-ти основополагающих, присутствует один объединяющий признак – заражение аденоидотоксинами жизненно важных мозговых участков (головы), областей коры и подкорковой структуры. Поражаются те физиологические площади, где сконцентрированы нейросенсорные сочленения, пучковые связки, которые задействованы в формировании синтеза/анализа поступающих звуковых сигналов извне.
К самым распространенным видам дизартрии относятся:
- Бульбарная/псевдобульбарная патоформа – (парез лицевых мышц, участвующих в активной артикуляции, мимике);
- Мозжечковая – (поражение аденоидной микрофлорой мозжечка);
- Корковая/подкорковая – (инфицирование субарахноидальной мельчайшей капиллярной сети);
- Экстрапирамидная (гиперкинетическая), при которой деструктурируют нейросенсорные, посылающие сигналы лицевым, глоточным нервным окончаниям;
- Паркинсоническая (подвид болезни Паркинсона), при данном патогенезе характерна тянущаяся, запинающаяся речь, бессвязная, непроизвольные подергивания головы, подбородка;
- Холодовая, при ней изменяется речь под воздействием температурных влияний (холодный воздух вызывает сбой в ритме речевого дыхания, в прерывности речевого потока, появляются обрывочные слова, звукосочетания).
Следует отметить и не забыть упомянуть о просодической стороне в патогенном нарушении речи у детей. Просодика – звуковая, речевая эмоциональность, внятность, оттеночная характеристика. У детей, с перечисленными патогенными проявлениями отсутствует просодическая окраска. Голос монотонный, невнятно бубнящий – глухой, «заложенного» тембра звучания. Голосовой ритм – медленный, растянутый, лишенный эмоциональных всплесков/понижений.
Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами – душевное переживание, психическая травма
Источник
01.07.2014,
Видеоответы, Статьи
Всем здравствуйте!
На связи Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи, автор и руководитель проекта «Речь ребенка».
Мы открываем рубрику “Видеоответ”.
Тема сегодняшнего видеоответа – “Аденоиды и речь ребенка”.
Меня часто спрашивают о том, влияют ли аденоиды и диагноз аденоидит на развитие детской речи.
Вот, например, письмо, которое пришло мне от одной из подписчиц и участниц акции “Задай вопрос – получи видеоответ”:
“Моему сыну 2,2г. Пополз в 9 мес, пошел в 1,1г. Практически ничего не говорит, кроме мама, несколько звукоподражательных слов (бам, бух, ав, хрюкает, писссс). Хотя год назад были предпосылки к началу речи. Говорил: на, дай, деда, Дже (собака Джек), что-то еще, уже не помню. К осени все ушло. Активно жестикулирует. Дышал ртом с тех пор, как научился сидеть, и я это заметила в игре. Недавно провели операцию по удалению аденоидов 2-3 степени, стало влиять на слух. После операции заметила резкую перемену в характере.
Вопрос: насколько это заболевание может влиять на речь? Какие усилия приложить сейчас для выправления ситуации?”
Сразу хочу сказать, что да, аденоиды влияют на развитие речи ребенка. И в этом видео подробно расскажу о том, как именно. И поделюсь с вами тем, как развивать речь ребенка, который начал отставать от общепринятых норм из-за аденоидита.
Вы также можете использовать аудио-версию материала:
Сначала рассмотрим, что же происходит при аденоидите.
Во-первых, ребенку становится трудно дышать через носик, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает все чаще и чаще дышать через рот вследствие чего к мозгу поступает гораздо меньше кислорода. А как вы знаете, полноценно мозг может функционировать только в том случае, если он поглощает достаточное количество кислорода. И наша речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. И возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки.
Поэтому первое, на что влияет аденоидит, – нарушение работы мозга.
Следующий момент, аденоиды разрастаются и начинают влиять на слух.
Слух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. На что это влияет? Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и это собственная речь человека, и в том числе ребенка. Самый важный и интересный момент заключается в том, что собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. Это такой очень важный момент и это необходимо знать. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха, тоже развитого в достаточной мере и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным ключевым звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, в результате разрастания аденоидов, то естественно нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь ребенка. Поэтому следующий момент влияния аденоидита на развитие речи: нарушается слух. И как результат нарушение восприятия речи. Тогда у нас цепочка разрывается и речь не может развиваться полноценно.
И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, нечеткой, неясной, невнятной. Именно таким образом происходит из-за аденоидита.
Думаю, теперь вы поняли, каким именно образом влияет аденоидит на развитие речи. И первая рекомендация, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под контролем совместно с врачом-отоларингологом или, более известно, ЛОР врачом. Вместе разрабатывать стратегию, тактику преодоления аденоидита и разработанной схеме следовать.
Следующее, что хотелось бы сказать, как развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм. Если речь ребенка нарушена, если ребенок не говорит или говорит плохо, что же делать?
Возвращаемся к нашей схемке и вспоминаем основу и всю цепочку. Если у ребенка нарушился речевой слух, то мы, в первую очередь, проводим игры на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот самый речевой слух развить в достаточной мере и степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родной речи, чтобы он умел различать слова, фразы, где у нас закончилось одно слово, началось другое слово. Чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.
Следующий момент, нам нужно обязательно развивать пассивный словарь. Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому в первую очередь, мы проводим игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи и, на следующем этапе, мы это понимание речи переводим в собственную речь. То есть пассивный словарь переводим в активный словарь, из понимания слов мы помогаем ребенку начать пользоваться собственной речью. И все эти игры, как их проводить, какие именно игры поводить, вы сможете найти у нас на сайте, я буду с удовольствием делиться с вами этой информацией. Поэтому заглядывайте к нам почаще, следите за обновлениями сайта. А на сегодня у меня все, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Источник
Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами.
Гипоксия и снижение слуха
Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития.
Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками.
Нарушение прикуса
Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.
Проблемы с голосом
Все это не может не сказаться на произношении в первую очередь. Страдает фонетическая сторона, голос, он становится гнусавый, с носовым оттенком. Это называется ринофония, при аденоидах она закрытого типа (в отличие от открытой при парезе мягкого неба при дизартрии). Усложняется постановка сонорных звуков. Если, например, для постановки Р нужно в среднем от 5 до 15 занятий с логопедом, то при аденоидах уйдет как минимум, 15 — 30 занятий. Это связано не только со слабым носовым выдохом, но и с кривым прикусом.
Когда я работала в логопедическом саду, то детей с аденоидитом туда не брали. В частной практике я беру таких детей, но сразу предупреждаю, что быстро не получится. Кроме того, сейчас изменилось лечение, оно стало более продуктивным, появилось много новых методов терапии в отоларингологии. Менее травматичной стала сама процедура по прижиганию этих отростков.
Дыхательная гимнастика
Но надо отметить, что после операции остается патологический рефлекс. Дети привыкают дышать через рот, надо их переучивать. Часто они не могут выдохнуть в нос, высморкаться. Дыхание обычно неправильное, поверхностное, верхнеключичное. Надо проводить с ними дополнительные занятия по отработке:
- выдоха через рот и выдоха через нос
- выдоха через нос и длительного выдоха через рот
- диафрагмального дыхания
- сочетание грудного и диафрагмального дыхания
- работы носового резонатора на примере звуков М и Н
- выдоха на твердой атаке
- воздушной струи строго посередине языка на его кончик
Без отработки этих навыков часто просто невозможно поставить звуки Л и Р. Л будет стойко заменяться на Г или Н, а произношение Р непредсказуемо, может быть и горловое и боковое и в щеку и другие экзотические виды, которые потом очень сложно поддаются коррекции, особенно если при постановке не использовался логопедический массаж. Поэтому не надо форсировать, процесс, надо добиться, чтоб под хороший, качественный звук была подогнана мощная подготовительная база.
На этом заканчиваю писать статью, ждите продолжения, проблема с аденоидами настолько важна, что я затрагиваю ее постоянно. Как и особенности коррекции дефектов при дизартрии и при неправильном прикусе. Поэтому спешите подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить ничего интересного. Если возникли какие дополнения, замечания либо вы хотите поделиться опытом, то пишите в комментариях к статьям. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Всего хорошего!
Источник