Этиология аритмий у детей и подростков

Госпитальная педиатрия: конспект лекцийН. В. Павлова
ЛЕКЦИЯ № 6.
Нарушение сердечного ритма у детей. Клиника, диагностика, лечение
Аритмии – это расстройства ритма сердца и проводимости, встречаются при врожденных пороках сердца, приобретенных заболеваниях сердца, дисфункции центральной и вегетативной нервной системы.
Классификация аритмий сердца.
1. Нарушение функции автоматизма – заключается в изменении количества импульсов вращающихся в синусовом узле (нарушения образования импульса возбуждения):
1) номотопные нарушения ритма (нарушения образования импульса в синусовом узле – синусовая аритмия, синусовая тахикардия, синусовая брадикардия;
2) гетеротопные нарушения ритма (импульс зарождается вне синусового узла).
2. Пассивные эктопические ритмы:
1) узловой ритм;
2) миграция водителя ритма (от синусового узла к атриовентри-кулярному соединению).
3. Активные эктопические ритмы:
1) экстрасистолия;
2) пароксизмальная тахикардия;
3) мерцание предсердий и желудочков;
4) трепетание предсердий и желудочков.
4. Расстройства функции проводимости (блокады), замедление, полная задержка проведения возбуждения по проводниковой системе:
а) синоаурикулярная блокада;
б) атриовентрикулярная блокада;
в) внутрипредсердная блокада;
г) внутрижелудочковая блокада;
д) блокада ножек пучка Гиса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
ЛЕКЦИЯ № 1
Иммунодефицитные состояния у детей. Клиника, диагностика, лечение
Иммунитет – способ обеспечения и поддержания антигенного гомеостаза.Иммунодефициты – снижение функциональной активности основных компонентов системы иммунитета, ведущее к нарушению
ЛЕКЦИЯ № 3
Кардиомиопатии у детей. Клиника, диагностика, лечение
Классификация кардиомиопатий:1) дилатационные (ДКМП);2) гипертрофические (ГКМП);3) рестриктивные (РКМП);4) аритмогенная правого желудочка
ЛЕКЦИЯ № 4
Болезни перикарда у детей. Клиника, диагностика, лечение
Клинико-морфологическая классификация поражений перикарда (А. А. Терке, З. М. Волынский, Е. Е. Гогин).1. Пороки развития перикарда (аномалии):1) дефекты полные;2) дефекты частичные;3) дефекты отшнуровывания
ЛЕКЦИЯ № 5
Хроническая сердечная недостаточность у детей. Клиника, диагностика, лечение
Сердечная недостаточность – это состояние, при котором сердце, несмотря на достаточный приток крови, не обеспечивает потребность организма в кровоснабжении. Причины хронической
ЛЕКЦИЯ № 7.
Системные васкулиты у детей. Клиника, диагностика, лечение
Системные васкулиты – это гетерогенная группа заболеваний с первичными воспалительными и некротическими изменениями сосудистой стенки.Этиология системных васкулитов: вирусы (цитомегаловирусы,
ЛЕКЦИЯ № 9.
Дифференциальный диагноз диффузных болезней соединительной ткани у детей. Клиника, диагностика, лечение
Классификация ревматических болезней.1. Ревматизм.2. Ювенильный ревматоидный артрит.3. Анкилозирующий спондилит.4. Другие
ЛЕКЦИЯ № 10.
Хронические заболевания толстой кишки у детей. Клиника, диагностика, лечение
Хронические неспецифические заболевания толстой кишки.1. Функциональные расстройства:1) хронический запор;2) синдром раздраженной кишки;3) дивертикулярная болезнь.2. Органические
ЛЕКЦИЯ № 11.
Современные проблемы дисбактериоза у детей. Клиника, диагностика, лечение
Три фазы микробного заселения ЖКТ у ребенка:1) первая – асептическая, продолжительностью от 10 до 20 ч;2) вторая – начального заселения микроорганизмами продолжительность от 2-х до 4-х
ЛЕКЦИЯ № 12.
Синдром мальабсорбции у детей. Клиника, диагностика, лечение
Энтеропатия – патологическое состояние, к которому приводит недостаток или нарушение функции тех или иных кишечных ферментов, обусловленное отсутствием, недостатком или нарушением структуры тех
ЛЕКЦИЯ № 13
Дифференциальный диагноз заболеваний печени у детей. Клиника, диагностика, лечение
I этап: осмотр.Анамнез: устанавливается наличие повреждения печени. Лабораторные методы: (АлАТ, АсАТ, ЩФ, протеинограмма, тимоловая, протромбиновый индекс, билирубин и
ЛЕКЦИЯ № 15
Гельминтозы у детей. Клиника, диагностика, лечение, профилактика
Гельминтозы – заболевания, развивающиеся при локализации в организме паразитических червей-гельминтов и их личинок. Классификация гельминтозов:1) по биологическому принципу: нематодозы
ЛЕКЦИЯ № 16
Ревматизм у детей и подростков. Клиника, диагностика, лечение
Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с характерным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания –
ЛЕКЦИЯ № 17
Бронхообструктивный синдром. Клиника, диагностика, лечение. Дыхательная недостаточность. Клиника, диагностика, лечение
Бронхообструктивный синдром – клинический симптомокомп-лекс, наблюдаемый у больных с генерализованным нарушением проходимости
ЛЕКЦИЯ № 19
Заболевания органов дыхания. Острый бронхит. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. Хронический бронхит. Клиника, диагностика, лечение, профилактика
1. Острый бронхитОстрый бронхит – острое диффузное воспаление трахеоброн-хиального дерева.
12. Нарушение сердечного ритма у детей. Нарушение функции автоматизма
Номотопные нарушения ритма. Синусовая аритмия проявляется в периодически возникающих учащении и урежении сердечного ритма. Жалоб больные не предъявляют. Синусовая аритмиячасто связана с фазами
14. Нарушение сердечного ритма у детей. Пароксизмальная тахикардия. Мерцательная аритмия
Аритмии – это расстройства ритма сердца и проводимости, встречаются при врожденных пороках сердца, приобретенных заболеваниях сердца, дисфункции центральной и вегетативной
Источник
До сих пор не
существует единой классификации
нарушений ритма и проводимости.
Предлагаемые классификации сложны для
восприятия и мало помогают в практической
работе. Большинство авторов придерживаются
принципа разделения аритмий по нарушениям
функций миокарда (автоматизма,
возбудимости, проводимости и их
комбинаций). В педиатрической практике
не утратила своей значимости классификация
Н.А. Белоконь (1987).
Б.
Гетеротопные (эктопические) нарушения
ритма –
импульсы зарождаются вне синусового
узла.
Трепетание и
мерцание желудочков.
II. Нарушения проводимости
синоатриальные
блокадывнутрипредсердные
блокадыатриовентрикулярные
блокадывнутрижелудочковые
блокады
III. Комбинированные аритмии
синдром слабости
синусового узлаатриовентрикулярная
диссоциациясиндром
преждевременного возбуждения желудочков.
В классификации
М.С. Кушаковского и Н.Б. Журавлевой
(1981), наиболее часто используемой в
кардиологии взрослых, все аритмии так
же делятся на три большие группы: 1)
аритмии, обусловленные нарушением
образования электрического импульса;
2) аритмии связанные с нарушением
проводимости; 3) комбинированные аритмии,
механизм которых состоит в нарушениях
как проводимости, так и процесса
образования импульса.
В случаях, когда
приходится решать вопросы медицинской
экспертизы, целесообразнее классифицировать
сердечные аритмии на основе их клинической
значимости (классификация Козырева
О.А., Богачева Р.С., 1998).
I
группа (незначимые аритмии)-
нестойкие, не имеющие клинического
значения, не влияющие на самочувствие
больного и прогноз (суправентрикулярная
экстрасистолия, редкая желудочковая
экстрасистолия — до 10 в час, миграция
водителя ритма в период ночного сна,
синусовая брадикардия и тахикардия,
если они не проявляют себя клинически).
II
группа (значимые аритмии)
— стойкие аритмии, влияющие на состояние
больного и имеющие прогностическое
значение (частая экстрасистолия – более
10 в минуту или 100 в час, политопная
экстрасистолия, пароксизмальные
нарушения сердечного ритма, СССУ, СУИQT,
синдром WPW).
В случае выявления
аритмий второй группы, особенно у лиц
молодого приписного возраста, следует
провести дополнительное обследование
с целью уточнения характера и степени
тяжести аритмий, а также выявления
механизмов развития аритмий (органического
или функционального) для решения вопроса
об их коррекции.
Этиология и патогенез нарушений ритма.
Причины возникновения
нарушений ритма сердца очень разнообразны,
они могут быть объединены в три группы:
Кардиальные.
Экстракардиальные.
Смешанные.
Кардиальные причины
у детей и подростков не являются ведущими,
но при выявлении аритмий в первую очередь
исключают органические причины.
Кардиальные
причины:
Врожденные пороки
сердца (аномалия Эбштейна, ДМПП,
АВ-коммуникация, тетрада Фалло),
оперированное сердце (особенно по
поводу ДМПП, ДМЖП).Приобретенные
пороки сердца.Миокардиты
врожденные (особенно при вирусных
инфекциях), приобретенные миокардиты,
перикардиты.Поражение миокарда
при диффузных заболеваниях сердца,
системных васкулитах, ревматизме.МКД при сахарном
диабете, тиреотоксикозе, гипотиреозе,
при проведении цитостатической терапии
и т.п.Кардиомиопатии
дилатационные, гипертрофические.Опухоли сердца.
Малые аномалии
развития сердца (н-р дополнительные
трабекулы, особенно в полости правого
предсердия).Механическое
воздействие при катетеризации сердца,
ангиографии.Травмы сердца
(кровоизлияние в область проводящих
путей).Интоксикации
различного генеза (лекарственные,
алкоголь, кофеин).Инфекционное
воздействие (н-р дифтерийное поражение
сердца, сепсис).Электролитный
дисбаланс.Наследственные
синдромы (СУИ QT,
полная АВ-блокада и пр.)Аномалия развития
проводящей системы сердца (ПСС).Аритмогенная
дисплазия правого желудочка.
Экстракардиаьные
причины.
Часто нарушение ритма является следствием
предшествующего повреждения ЦНС или
ВНС вследствие патологического течения
беременности, родов, внутриутробной
гипотрофии, недоношенности, что приводит
к незрелости ПСС и к нарушению иннервации
сердца. Особое значение придается
нарушению взаимоотношений симпатического
и парасимпатического отделов ВНС на
различных уровнях и изменению
чувствительности адрено- и холинорецепторов
к медиаторам.
Однако и при
органических заболеваниях сердца
состоянию нервной системы придается
огромное значение, то есть имеет место
смешанный
генез аритмий.
Как уже говорилось
выше, органическое поражение миокарда
и ПСС, по сравнению со взрослыми, у детей
встречается нечасто. Решающую роль, как
правило, играют нарушения состояния
нервной системы. И зачастую наличие
аритмии у ребенка является причиной
врачебной ошибки: чаще всего –
гипердиагностика миокардита. В настоящее
время большинство авторов приходит к
единому мнению, что сочетание аритмий
с органическими поражениями сердца
свойственно скорее взрослым пациентам.
Под органическими, в данном случае,
понимается именно макроструктурная
аномалия или воспалительно-дегенеративный
процесс, а не наличие дополнительных
проводящих путей. В отсутствие органических
дефектов, нарушения ритма принято
считать «идиопатическими»,
т.е. возникающими вследствие изменений
электрофизиологических свойств
проводящей системы сердца неясной
этиологии.
С электрофизиологических
позиций выделяют три механизма развития
аритмий:
1. Триггерная
(пусковая, наведенная) активность —
дизритмии возникают при активации
латентных водителей ритма из-за повышения
их автоматизма или угнетения функции
синусового узла. Триггерную природу
имеют желудочковые тахикардии, вызываемые
физической нагрузкой у больных без
органических заболеваний сердца,
синусовые тахикардии у больных с
гипертрофией левого желудочка и
триггерные ритмы связанные с дигиталисной
интоксикацией.
2. Аномальный
автоматизм
— эктопический ритм формируется в
клетках, которые в нормальных условиях
не обладают функцией автоматизма, т.е.
не могут быть источником ритма, или
когда клетки, способные к автоматической
деятельности, становятся очагами
повышенной активности. Впервые этот
вид автоматической активности был
обнаружен на препаратах волокон Пуркинье
в 1971 году. Анормальный автоматизм может
быть причиной возникновения парасистолии,
очаговых предсердных тахикардий и
некоторых форм желудочковых тахикардий.
3. Механизм
«ри-ентри»
(от английского слова «reentry»,
что в переводе означает «повторный вход
волны») — феномен, при котором импульс
совершает движение по замкнутому кругу
(петле, кругу, кольцу), возвращается к
месту своего возникновения и повторяет
движение. В предсердиях может быть
несколько таких кругов, и самый меньший
из них оказывается ведущим. По-видимому,
механизм ри-ентри лежит в основе многих
сложных тахиаритмий, в частности
фибрилляции и трепетании предсердий и
желудочков, тахикардии при WPW
синдроме.
Источник