Аритмия можно ли водить автомобиль

Аритмия можно ли водить автомобиль thumbnail

По имеющимся данным медицинские проблемы, включая и аритмии, очень редко приводят к транспортным происшествиям. Среди 3000 несчастных случаев при вождении личного автотранспорта только 0,84% было вызвано аритмиями. По данным европейских стран 0,1% дорожно–транспортных происшествий коммерческого транспорта связаны с медицинскими проблемами, из которых только 10–25% обусловлены кардиологическими расстройствами.

Рассмотрим риск развития преходящих нарушений сознания при различных аритмиях и ограничение допуска к вождению транспорта,на основе рекомендаций экспертов AHA/NASPE (1996) и ESC (1998).

Отметим, что исследований по оценке нарушений сердечного ритма и проводимости при вождении транспорта весьма недостаточно, поэтому большинство рекомендаций основано на экстраполяции имеющихся данных и являются эмпирическими.

Желудочковые аритмии

Желудочковая экстрасистолия и неустойчивая ЖТ без структурного поражения сердца безопасны и не являются ограничением для вождения транспорта.

Заболевания сердца исключаются после обследования (эхо-кардиография, стресс–тест). Если есть сомнения в наличии ИБС, особенно у мужчин старше 36 лет, показана коронарная ангиография. При заболеваниях сердца, желудочковые аритмии могут повышать риск внезапной смерти.

Лица с устойчивой ЖТ или ФЖ к вождению коммерческого транспорта не допускаются. После успешного лечения устойчивой ЖТ или ФЖ на фоне антиаритмического лечения рецидивы желудочковой тахиаритмии в первый год встречаются в 17% случаев, причем наибольшая их частота приходится на первый месяц, со 2 по 7 мес частота рецидивов умеренная, а позже значительно снижается (Larsen G.C., et al., 1994).

У пациентов с ИКД в течение нескольких лет наблюдения в 70% случаев зарегистрированы повторные разряды, из которых 10% сопровождались обмороком и еще 10% предобмороком (Kou W.H., et al., 1992). К сожалению, не выявлено признаков, предсказывающих риск обморока.

Отсутствие обморока при первом разряде ИКД также не гарантирует отсутствия обмороков при последующих разрядах. Поскольку максимальная частота рецидивов приходится на первые 6 мес после разряда, то вождение личного автотранспорта в этот период не рекомендуется. Существует такое же ограничение после каждого разряда ИКД, независимо от наличия обморока. Пациентам рекомендуют водить только легкие машины. В случае длительных поездок, особенно на высокоскоростных магистралях, желательно иметь взрослого напарника.

Таблица 96

Допуск к вождению транспорта пациентов с желудочковыми аритмиями

(AHA/NASPE, 1996)

Допуск к вождению транспорта пациентов с желудочковыми аритмиями

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

Идиопатическая ЖТ обычно протекает бессимптомно и редко переходит в фибрилляцию желудочков. После исключения заболеваний сердца (гипертрофическая кардиомиопатия, дисплазия правого желудочка), и риска ишемии миокарда во время тахикардии (коронарная ангиография), вождение транспорта допустимо.

После устранения причины приобретенного синдрома удлиненного интервала QT (электролитные нарушения, лекарства), вождение транспорта не ограничивается.

При врожденном синдроме часто во время физического или эмоционального стресса развивается ЖТ, которая может привести к обморокам или смерти. Лечение эффективно у большинства пациентов, и частота симптомов значительно снижается после 40 лет. При бессимптомном синдроме удлиненного интервала QT или отсутствии симптомов в течение 6 мес допускается вождение личного автотранспорта.

Наджелудочковые аритмии

Среди пациентов с НЖТ, направленных на ЭФИ, у 25% в анамнезе был хотя бы один обморок. Высокий риск обмороков наблюдается у молодых пациентов, поскольку АВ узел может пропускать до 300 импульсов в мин, особенно при стрессе во время вождения транспорта.

При ФП обмороки могут быть связаны не только с высокой ЧСС, но и синдромом брадикардии–тахикардии.

У лиц в АВ узловой реципрокной тахикардией обмороки встречаются в 33–39% случаев. Очень редко эта тахиаритмия трансформируется в полиморфную ЖТ или фибрилляцию желудочков. Эффективность лечения вследствие спонтанной вариабельности частоты тахикардии оценить очень трудно. После катетерной аблации частота рецидивов аритмии не превышает 10%.

Таблица 97

Допуск к вождению транспорта пациентов с наджелудочковыми аритмиями

(AHA/NASPE, 1996)

Допуск к вождению транспорта пациентов с наджелудочковыми аритмиями

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

Полиморфная предсердная тахикардия обычно развивается при выраженных заболеваниях легких и сердца, которые препятствуют допуску к вождению транспорта.

При синдроме WPW частота обмороков составляет 11–29%, а внезапная смерть встречается в 1–8%. После успешной катетерной аблации ДП риск обмороков и внезапной смерти устраняется. Эффективность аблации документируется несколькими суточными ЭКГ в течение 6 мес и ЭФИ. Хотя в отсутствие тахиаритмии (феномен WPW) риск внезапной смерти составляет около 0,1%, по–видимому, целесообразно у водителей коммерческого транспорта оценить проводящую способность ДП, поскольку при «быстром» ДП уже первый приступ ФП может закончиться летально.

Синусовые брадиаритмии

Асимптомная дисфункция синусового узла с отсутствием поражения сердца не является ограничением для вождения транспорта.

При симптомной брадиаритмии показана имплантация ЭКС, которая полностью устраняет симптомы. Рецидивы симптомов могут быть обусловлены тахиаритмией или прогрессированием заболевания сердца.

Таблица 98

Допуск к вождению транспорта пациентов с брадиаритмиями

(AHA/NASPE, 1996)

Допуск к вождению транспорта пациентов с брадиаритмиями

Примечания: в таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

Нарушения проводимости

При АВ блокаде 1 степени, особенно нормализующейся при стресс–тесте, ограничений нет. АВ блокада 2 степени типа I также является благоприятной. В случае АВ блокады 2 степени типа II или 3 степени вождение коммерческого автотранспорта не показано.

Неполные БНПГ и их ветвей не являются противопоказаниями к вождению транспорта. Полная БПНПГ в случае нормальных результатов эхокардиографии, стресс–теста и холтеровского мониторирования ЭКГ также не ограничивает вождение коммерческого транспорта. В случае полной БЛНПГ дополнительно требуется коронарная ангиография.

Заметим, что патология проводящей системы отражает наличие локального или распространенного поражения миокарда, которое предрасполагает к появлению желудочковых тахиаритмий, нередко вызывающих обмороки.

Нейрогенные обмороки

Среди обмороков во время вождения транспортного средства преобладают нейрогенные (37%), реже встречаются аритмогенные обмороки (12%) (Sorajja D., et al., 2009).

Нейрогенный обморок чаще всего имеет смешанный механизм развития, включающий брадикардию и вазодилатацию. Сложность оценки обусловлена выраженной вариабельностью расстройства. С одной стороны, у многих людей бывает единственный кратковременный обморок в жизни, а, с другой стороны, встречаются частые обмороки, несмотря на агрессивное лечение.

Таблица 99

Допуск к вождению транспорта пациентов с нейрогенными обмороками

(AHA/NASPE, 1996)

Допуск к вождению транспорта пациентов с нейрогенными обмороками

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта. ВВО – вазовагальный обморок, СКС – синдром каротидного синуса.

На тактику лечения влияет тяжесть обморока: слабые и редкие обмороки с предвестниками, возникающие только в вертикальной позиции, или частые и длительные без предвестников, возникающие в любом положении.

В случае синдрома каротидного синуса в течение 3–летнего периода после имплантации ЭКС частота обмороков составила 9% против 57% без имплантации ЭКС (Huang S.K., et al., 1988).

Еще по теме Вождение транспорта при аритмиях:

  1. Транспорт и обмен кислорода при травматической болезни
  2. Транспорт и обмен кислорода при травматической болезни
  3. Аритмии при беременности
  4. Аритмии при внесердечных операциях
  5. Аритмии при инфаркте миокарда
  6. Транспорт и распределение лекарств в организме. Связывание лекарственных веществ белками плазмы крови. Транспорт через гистогематические барьеры. Депонирование лекарств в тканях. Объем распределения.
  7. Аритмии и блокады при синдроме WPW
  8. Электрофизиологические исследования для оценки адекватности хирургического и пейсмекерного лечения при желудочковой аритмии
  9. Аритмии при нормальной или нарушенной функции кардиостимуляторов различного типа
  10. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАТЕТЕРНЫХ АБЛЯЦИЙ ПРИ АРИТМИЯХ СЕРДЦА
  11. ЖТ и другие злокачественные желудочковые аритмии при реперфузии миокарда после его острой ишемии
  12. Транспорт кислорода
  13. Беременность и транспорт

Источник

У пациентов с бради- или тахиаритмиями может возникнуть внезапное нарушение или потеря сознания. Тахикардия или фибрилляция желудочков — наиболее частая причина остановки сердца вне стационара, регистрируемая в 75% случаев, в то время как причиной оставшихся 25% случаев служит брадиаритмии или асистолия. Хотя желудочковые аритмии — наиболее частая причина внезапной смерти, нарушения проводимости и более благоприятные по течению наджелудочковые аритмии редко, но приводят к развитию обморочных состояний и нарушают способность пациента водить машину или действовать при обстоятельствах, угрожающих безопасности. В табл. 1 представлены рекомендации Европейского общества кардиологов по вождению автомобилей пациентами с аритмиями. 

Таблица 1

Рекомендации по управлению транспортными средствами для пациентов с аритмиями (Европейское общество кардиологов, 2004) 

Группа 1 (частные водители)Группа 2 (профессиональные водители)
Аритмии

Аритмии, лечение

До подтверждения эффективности лечения

До подтверждения эффективности лечения

Имплантируемый кардиостимулятор; успешная катетерная абляция

В течение 1 нед

При постановке электрокардиостимулятора до подтверждения его нормального функционирования. При абляции до подтверждения долгосрочной эффективности, обычно — в течение 3 мес

ИКД

Низкий риск, противоречивые мнения, тенденция к укорочению периода ограничения вождения

Постоянно

Нейрогенный обморок

А. Вазовагальный

Однократный (легкий)

Нет ограничений

Ограничения отсутствуют, если только обморок не возник во время деятельности, связанной с высоким риском

Тяжелый

До контроля симптомов

Постоянное ограничение до тех пор, пока не будет назначено эффективное лечение

В. Связанный с каротидным синусом

Однократный (легкий)

Нет ограничений

Ограничения отсутствуют, если только обморок не возник во время деятельности, связанной с высоким риском

Тяжелый

До контроля симптомов

Постоянное ограничение до тех пор, пока не будет назначено эффективное лечение

С. Ситуационный

Однократный (легкий)

Ограничения отсутствуют

Ограничения отсутствуют, если только обморок не возник во время деятельности, связанной с высоким риском

Тяжелый

Пока не будет назначено эффективное лечение

Постоянное ограничение до тех пор, пока не будет назначено эффективное лечение

Обморок неизвестной этиологии
Однократный (легкий)Ограничения отсутствуют, если только обморок не возник во время деятельности, связанной с высоким риском*Пока не будет установлен диагноз и назначено эффективное лечение
ТяжелыйПока не будет установлен диагноз и назначено эффективное лечениеПока не будет установлен диагноз и назначено эффективное лечение

* Нейрогенные обмороки рассматривают как тяжелые, если они возникают очень часто или во время деятельности, характеризующейся высоким риском, или рецидивируют и непредсказуемы у пациентов высокого риска. 

Брадиаритмии и нарушения проводимости

Симптоматические брадиаритмии обычно служат показанием для установки постоянного электрокардиостимулятора. При отсутствии симптомов она обычно не требуется, и пациенты могут водить машину до тех пор, пока у них не возникнут симптомы. БНПГ и других пучков не считают показанием к установке электрокардиостимулятора, но ее обнаружение должно способствовать поиску серьезных заболеваний сердца или более высокой степени блокады. При их отсутствии допустимо вождение грузового и пассажирского транспорта. 

Постоянные электрокардиостимуляторы

У пациентов с электрокардиостимуляторами возникновение симптоматической брадикардии маловероятно; и если симптомы возвращаются, то они редко служат следствием нарушения работы электрокардиостимулятора. После установки электрокардиостимулятора до возобновления вождения должно пройти определенное время. Это необходимо для того, чтобы убедиться в стабильности работы устройства. Обычным водителям может потребоваться от одного дня до 1 нед, а для профессионалов время определяется подтверждением нормальной работы электрокардиостимулятора (до 4 нед; см. табл. 1). Кроме того, такие пациенты могут путешествовать самолетом через 1 нед после установки электрокардиостимулятора или смены его батареек. 

Наджелудочковые тахикардии

Данных о частоте развития обморочных состояний, вызванных НЖТ и повлекших за собой автомобильные аварии, не существует, но можно предположить, что она очень низкая. Пациентов с ФП и ТП следует обследовать с целью диагностики ССЗ, послуживших причиной возникновения аритмии, и назначения соответствующего лечения. Вождение автомобиля возможно при полноценном контроле ЧСС без эпизодов нарушения сознания. Мультифокальная предсердная тахикардия обычно связана с тяжелым метаболическим или легочным заболеванием. Пациентов с такой аритмией не следует считать соответствующими требованиям профессионального вождения, если только не установлено заболевание, послужившее причиной развития аритмии, и не назначено соответствующее лечение. 

Хотя ожидаемая продолжительность жизни пациентов с синдромом WPW и другими НЖТ обычно достаточна. Примерно у 25% больных, направленных на ЭФИ, регистрируют, по крайней мере, один обморочный эпизод. Существуют данные о том, что катетерную абляцию следует рекомендовать всем пациентам с симптоматическими аритмиями, характеризующимися преждевременным возбуждением. Пациенты с тахикардией по типу re-entry в связи с существованием дополнительного пути проведения, или узловой АВ-тахикардией по типу re-entry, могут водить машину после проведения эффективной абляции, так как риск рецидива аритмии низкий. 

Тахикардия и фибрилляция желудочков

Группа пациентов, предрасположенных к возникновению жизнеугрожающих аритмий, неоднородна. Они различаются по широкому спектру заболеваний, лежащих в основе аритмий, начиная от кардиомиопатий и заканчивая абсолютно нормальными показателями сердечно-сосудистой системы, что характерно для некоторых наследственных заболеваний, известных как каналопатии, которые обычно служат причиной развития идиопатической фибрилляции желудочков или необъяснимой остановки сердца. 

У большинства больных (более 90%), перенесших остановку сердца, присутствует ИБС, хотя менее чем у половины из них (20-30%) развился острый ИМ. Пациенты с желудочковыми тахиаритмиями имеют значительный риск рецидива, но исследований, обладающих хорошей прогностической ценностью (за исключением определения ФВ ЛЖ), которая позволила бы выделить больных, предрасположенных к внезапной смерти, не существует. Именно поэтому современное лечение большинства случаев длительной ЖТ и фибрилляции желудочков включает установку ИКД. Исключение составляют пациенты с идиопатической ЖТ без симптомов нарушения сознания. Если функция ЛЖ и состояние венечных артерий у них соответствует норме, нет данных об аритмогенной кардиомиопатии (дисплазии) ПЖ или другой сердечно-сосудистой патологии, то прогноз можно считать благоприятным и зачастую успешным является проведение катетерной абляции. 

Вероятно, если во время эпизодов аритмии у пациента нет симптомов нарушения сознания, то и в будущем подобные эпизоды также будут переноситься хорошо. Именно поэтому у отдельных пациентов период запрета на вождение может быть короче после проведения катетерной абляции и начала лечения β-адреноблокаторами или блокаторами медленных кальциевых каналов. 

В исследовании AVID (Антиаритмические препараты против имлантируемых кардиовертеров-дефибрилляторов) ациентам, которым ранее проводили реанимационные мероприятия в связи с эпизодом желудочковых тахиаритмий, в среднем через 9 мес после включения рассылали опросник по вождению. Его заполнили 758 пациентов (83%), из них в течение года до эпизода желудочковой тахиаритмии машину водили 627 человек. В дальнейшем опросники заполняли каждые 6 мес. Вождение автомобиля 57% пациентов возобновили в пределах 3 мес после рандомизации, 78% -в течение 6 мес и 88% — в пределах 12 мес, при этом 25% пациентов проезжали более 100 миль в неделю. 

Во время вождения автомобиля у 2% пациентов возник обморок, у 11% наблюдалось головокружение или сердцебиение, потребовавшие остановки, и у 22% возникшее головокружение или сердцебиение не привело к остановке автомобиля. 8% из 295 человек во время вождения автомобиля ощутили разряд ИКД. После возобновления вождения 50% пациентов попали хотя бы в одну аварию за 1619 пациентов-лет наблюдения (3,4% на пациента в год). Только 11% аварий предшествовали симптомы возможной аритмии (0,4% на пациента в год). Именно поэтому, хотя у пациентов высокого риска во время вождения возникают эпизоды аритмии, аварии происходят с более низкой частотой, чем среднегодовая частота аварий в общей популяции водителей в США (7,1%). 

Обморок

Обморок — редкая причина дорожных аварий. В анонимном исследовании пациенты с обморочными состояниями отмечали развитие обморока во время вождения в 3% случаев, но только в 1% случаев за этим последовала авария. При этом только 9% больных, которым вождение автомобиля запрещено, прекратили его водить из-за обмороков. Обмороки, вызванные аритмией, были обсуждены в предыдущем разделе. При нейрогенных обмороках решение о разрешении вождения автомобиля должно быть основано на тяжести и этиологии эпизодов (см. табл. 1). Лечение обмороков, причиной которых служит синдром удлиненного интервала Q-T, синдром Бругада или другие виды каналопатий, ассоциированные с фибрилляцией желудочков, состоит в установке ИКД. 

В соответствии с рекомендациями Американской ассоциации кардиологов (American Heart Association, AHA) от 1996 г., пациенты с синдромом удлиненного интервала Q-T и отсутствием или наличием симптомов в анамнезе и их исчезновением на фоне лечения могут возобновить вождение автомобиля после 6-месячного бессимптомного интервала. Канадское сердечно-сосудистое общество разрешает управление грузовым транспортом при годовом риске внезапной нетрудоспособности в связи с указанными заболеваниями 1% и менее. В табл. 1 представлены рекомендации Европейского общества кардиологов (2004) по готовности и способности к вождению автомобиля.

Demosthenes G., Katritsis, Michael M. Webb-Peploe

Профессиональные и экспертные аспекты сердечно-сосудистых заболеваний

Опубликовал Константин Моканов

Источник